Алексей Соловьёв (alexey_soloviev) wrote,
Алексей Соловьёв
alexey_soloviev

Командный режим работы со вспышкой. Nikon CLS

На сайте Никона было небольшое обзорное видео по функионалу D800 и там рассказывали о том, как работает система CLS - Креативная система освещения. Мне стало интересно узнать про эту систему поподробней и внизу я привожу информацию, которую я нашёл в сети (а именно тут).




Одной из самых важных возможностей камер Nikon является система креативного освещения Nikon CLS (Nikon Creative Lighting System — система креативного освещения Nikon). Данная система позволяет удаленно управлять вспышками.

Важно: Nikon CLS может управлять вспышками в автоматическом TTL режиме. Для примера, самый дешевый триггер для дистанционного TTL управления стоит в районе 200 у.е. Самый простой метод заставить удаленную вспышку срабатывать при спуске затвора удаленно — это использовать встроенную вспышку в Master режиме.




Камеры, которые поддерживают командный режим управления вспышками Nikon CLS с помощью встроенной вспышки

Nikon D70, Nikon D70s, D80, D90, D200, D300, D300s, D7000, D700, D600, D800, D800E

Обратите внимание, что Nikon D70, Nikon D70s умеют управлять только одной групой вспышек и только по одному каналу (группа А, канал 3), в то время как остальные из приведенного мной списка, могут управлять двумя группами по 4 каналам. Забавно, но флагманские камеры серий Nikon D1, D1x, D1h, D2h, D2x, D2hs, D2xs, D3, D3x, D3s и D4 не поддерживают дистанционное управления вспышками, так как у них просто напросто нет встроенной вспышки.

Что такое группа вспышки

Под группами понимают разделение используемых вспышек. Группы имеют названия латинских букв: «А», «B», «C». Nikon поддерживает автоматическое управления вспышками, которые максимум состоят в 3-х группах. Например, у Вас 2 вспышки, вы разделяете их на две группы, в каждой по одной вспышке. Камера будет рассчитывать мощности для каждой из них в отдельности. Также, для каждой из них в отдельности можно будет задать свой режим работы и поправку мощности. Например, одна вспышка в группе А может работать в ручном режиме М с мощностью 1\4, для заполнения заднего фона, а вторая может работать в автоматическом режиме TTL для создания нужного освещения. Разделения по группам — это очень удобно. В группе может быть неограниченное количество вспышек. Правда, фактически камера для каждой вспышки в группе будет посылать одинаковые команды, и все вспышки в одной группе будут работать одинаково.



Что такое канал (channel) вспышки

Под каналами понимают возможность пересечения управляемых импульсов от командной вспышки. Это очень актуально, если работают несколько фотографов одновременно. Например, я снимаю вместе с моим коллегой, я работаю на первом канале со своими настройками вспышек и их количества, а мой коллега на втором канале. При этом «его» и «мои» вспышки не работают от чужого канала.

Чтобы настроить управление вспышками, нужно выбрать группу и канал для управляющей вспышки и такую же группу и канал для вспышки, которой управляют. Управляющую вспышку называют Master (мастер, командир, командующая вспышка), а вспышку, которой управляют называют Slave (ведомая). Часто говорят, что Мастер поджигает ведомую вспышку, это связано с тем, что ведомая вспышка срабатывает только после командных импульсов Мастера, складывается впечателения, что Мастер реально зажигает «свет» во второй вспышке.



Настройка накамерной вспышки для дистанционного управления ведомой вспышки

Найдите в меню камеры настройку вспышки. Выберите режим C (Commander mode — командный режим управления). В этом режиме выберите группу (А или B), режим работы (TTL, AA, M, —), канал (1, 2, 3, 4) и поправку мощности. На внешней вспышке активируйте режим Slave mode, установите там такую же группу и канал, как и в камере.

Важно: для каждой камеры меню и настройки немного отличаются, потому, найдите инструкцию именно к своей камере и почитайте что к чему.

Внимание 1: при использовании встроенной вспышки в качестве Мастера (режим управления «С») можно саму встроенную вспышку отключить для подсветки объекта (должен стоять режим встр. всп. «—»). Таким образом, встроенная вспышка будет подавать только командные сигналы и не принимать участие в общей световой схеме.

Внимание 2: даже при использовании командного режима встроенной вспышки и отключенной функции подачи импульса, вспышка все же дает лишний свет, который может нарушить световую схему общей композиции. Короче, все таки встроенная вспышка немного подсвечивает при съемке.

Внимание 3: если Вы не отключите встроенную вспышку на подачу импульса (должен стоять режим встр. всп. —), то не сможете снимать с короткими выдержками в режиме FP. Встроенная вспышка ни на одной камере не может работать с выдержками ниже 1\500с.

Внимание 4: нужно располагать ведомые вспышки только в зоне видимости их вспышкой Мастером. Чтобы увеличить угол работы вспышки Мастера можно использовать разного рода отражающие поверхности. Это просто поле для экспериментов.




Альтернатива удаленного управления вспышками для Nikon:

Радио триггер


Обычные триггеры, которые работают только на пуск вспышки. Обычно такие триггеры стоят достаточно дешево, но имеют предел в синхронизации выдержки в 1/250 и не работают в TTL режиме. При их использовании мощность вспышки нужно регулировать вручную. Серьезный недостатком радио триггеров — это сложность работы с несколькими вспышками, так как для каждой вспышки нужно покупать отдельный принимающий триггер. Достоинства такого триггера: он очень маленький, хорошо смотрится на камере, имеет хороший радиус действия и не требует, чтобы ведомая вспышка была в зоне действия.



Есть еще более продвинутые триггеры. Они полностью имитируют нахождения вспышки на самой камере. С помощью такого триггера вспышка общается с камерой посредством триггера, как будто сама вспышка находится на камере. Поддерживают выдержки вплоть до 1/8000 (быстрая синхронизация FP), и все или почти все совместимые автоматические режимы вспышки. Единственный недостаток — очень маленький выбор и очень большая цена. Среди моделей есть King For Nikon Wireless TTL Flash Trigger, PIXEL TR-331 Flashgun TTL Trigger for Nikon и Pocket Wizard ttl



Шнур удлинитель

Шнур просто соединяет вспышку с контактами (башмаком) на камере. Радиус дистанционного «управления» вспышкой ограничен только длиной кабеля. Кстати, кабель стоит не дешево. Кабель поддерживает все функции вспышки TTL, FP, даже командный режим работы со вспышкой.



Модуль SU-800

Это одна из лучших панацей для удаленного управления вспышками. Его достоинствами является:

1) Модуль может управлять тремя группами вспышек, в отличие от накамерной вспышки ряда фотоаппаратов, которые могут управлять только двумя или одной группой вспышек.
2) Для управления используется инфракрасный спектр. При подаче командных импульсов модуль не производит видимых вспыхов для человеческого глаза. Таким образом снимок не получает никакого света от модуля, в отличие от командного управления встроенной вспышкой.
3) В сравнении с внешней вспышкой, которая используется в качестве Мастера, модуль имеет меньший размер и вес. Фактически, Модуль SU-800 — это нижний блок вспышки.
4) Модуль имеет инфракрасную подсветку для автофокусировки.
5) Модуль не перегревается при управлении вспышками. Встроенная вспышка часто перегревается при частом использовании или не успевает перезаряжаться, при этом спуск затвора заблокирован.
6) Поддержка I-TTL и удобное меню поправки мощностей и режимов работы вспышек по группам.
7) Это «родное» решение от Nikon.



Недостатки Su-800

Все таки ведомые вспышки должны быть в зоне видимости модуля.
Головка модуля не вращается в отличие от внешней вспышки на камере. Внешнюю вспышку в командном режиме можно направить в любую сторону и командовать ведомыми вспышками, которые находятся даже сзади фотографа.
Цена. Управляющий модуль стоит примерно как обычная внешняя вспышка. Постоянно возникает вопрос «не купить ли еще одну вспышку с командным режимом».

Для флагманских камер Nikon D1, D2, D3, D4 — Su-800 — очень удобная вещь и незаменимая для макро съемки.


Внешняя вспышка в режиме Commander mode на камере

Например, если у Вас любительская камера, которая не имеет командного режима работы со вспышкой, то для того, чтобы управлять другими вспышками удаленно с помощью Nikon CLS на камеру достаточно установить вспышку с возможностью работы в режиме Мастера (Master mode). Таким образом вспышка на камере будет «командовать» другими вспышками, которые можно расположить удаленно. Обычно, вспышки Nikon SB-700, SB-800, SB-900, SB-910 могут управлять двумя группами вспышек. Саму вспышку на камере в командном режиме можно настроить либо только на подачу «управляющих» сигналов, либо она может и управлять и одновременно работать как обычная вспышка на камере. Серьезным достоинством накамерной вспышки в режиме управления является тот факт, что головку вспышки можно повернуть в любую сторону и управлять вспышками, которые находятся даже за спиной фотографа (сзади камеры). Со встроенной вспышкой в командном режиме такой фокус не пройдет.

Светоловушка в режиме SU-4.

Обратите внимание на этот режим, его имеют практически все вспышки Nikon. В данном режиме «поджиг» ведомой вспышки можно осуществить любой вспышкой, в том числе встроенной. Режим не поддерживает TTL, а просто срабатывает на другую вспышку. В таком режиме можно удаленно управлять вспышками SB-700, SB-800, SB-900, SB-910, например, с простенькой Nikon D60. Для этого нужно вспышку перевести в режим Slave, а в меню вспышки активировать пункт SU-4. Режим SU-4 не поддерживает быструю синхронизацию FP и работает как обычная светоловушка, например, в студийных вспышках. Обычно, при «поджиге» ведомой вспышки от накамерной, возможность накамерной вспышки выставляют равную 1/128 мощности (выполняется в ручном режиме управления вспышкой). При таких настройках свет от накамерной вспышки минимально влияет на общую экспозицию сцены. Режим Su-4 не поддерживается вспышками Nikon SB-400 и SB-600. Про SU-4 я уже писал в фотохитростях.



На самое деле, «родной» альтернативой Nikon CLS может служить только SU-800. К сожалению, Nikon не выпускает радиосинхронизаторов с TTL управлением.



Личный опыт

Я использую обычный командный режим управления вспышками с помощью встроенной накамерной вспышки (на моих Nikon D90, D200, D80). Мне очень важен TTL режим при работе со вспышками, так как в основном я работаю с динамическими сценами, где настраивать мощность вспышки вручную нет времени. Да, команды не всегда доходят до приемника ведомой вспышки и с этим нужно бороться, но в основном, на практике я выставляю «свет» таким образом, что не имею проблем с управлением. Если есть немного времени, то «командую» ведомыми вспышками в ручном режиме с нужной мощностью, либо комбинирую нужный мне вариант. Управления всего 2-мя группами вполне достаточно, так как на мощности вспышек еще влияет и положения зума и ориентация в пространстве. Вообще, использования вспышек удаленно — это неимоверно увлекательное занятие, потому, я всем рекомендую камеры, которые умеют управлять вспышками удаленно — это поможет сэкономить кучу денег и использовать все прелести Nikon CLS. Правда, вся прелесть работы с креативным освещением открывается только при работе с помощником. А еще, очень удобно снять большую внешнюю вспышку с камеры, переключить ее в Slave режим, поднять встроенную вспышку на камере в режиме управления и получить не вспышку «в лоб», а что-то более интересное. С триггерами, модулем Su-800, кабелем синхронизации такой быстрый фокус не получится.

Выводы:

Nikon CLS незаменимая вещь для работы со вспышками удаленно. Можно очень просто использовать систему креативного освещения с помощью встроенной вспышки в режиме командного режима управления вспышками и несколькими внешними ведомыми вспышками.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.




Да, большое спасибо автору статьи ... очень интересно и доходчиво!

В дополнение нашёл ещё несколько интересных статей и обзоров, может кому-то будет интересно с ними ознакомиться.

Nikon CLS - глава первая

Обзор Nikon SB-910

Много советов по использованию вспышки

Полное руководство по накамерным вспышкам




P.S. вместе с камерой D800 планирую сразу взять Nikon SB-910 ... так сказать, если уж брать "максимальную" камеру, то и такую же пыху ;-) (читал сравнительный обзор 10 различных вспышек, эта модель стоит на первом месте). Разница в цене, скажем с SB-700, не существенная (примерно 80 Евро). Думаю на текущий момент мне и SB-700 хватит ... но кто знает как далеко я "зайду" в ближайшие пару лет ... меня уже кент приглашал свадьбу поснимать ... но я пока отказался, так как моё текущее оборудование для этого не предназначено.

И, если я правильно понял, система управления Nikon CLS использует небольшое "поджигание" встроенной вспышки для "поджига" внешних пых? Т.е. встроенная пыха "выстреливает" (пусть и с уменьшенной мощностью), а внешние пыхи должны в зоне видимости?

И как быть со студийным импульсным светом? Надо ли отдельно радиосинхронизаторы покупать (скажем 1 передатчик и 2 приёмника для двух софтбоксов)? Хотелось бы услышать пояснения более продвинутых в этом вопросе товарищей!

Заранее всем большое спасибо!
Tags: nikon, вспышка, интересно, освещение, полезно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments